Алексей Акопов

twitter vk.com facebook
АкоповИнтервью с Алексеем Акоповым.
"На <Рекорде> все быстро. Мы не стоим на месте".
ДП: Расскажите, как начиналась ваша карьера на радио.
АА: Это долгая история. Я закончил в 1995 году истфак Университета, и потом очень долго не мог понять, чем хочу заниматься. Изначально я вообще хотел поступать в Театральную академию, но побоялся большого конкурса и решил, что добротное университетское гуманитарное образование не помешает.
Я сменил очень много разных профессий. Был даже фарцовщиком на Неве. Продавал иностранцам шапки, командирские часы, футболки с символикой перестройки.
Работал переводчиком с итальянского в компании по продаже итальянских игрушек. Через девять месяцев мне все это наскучило. Меня очень напрягала такая работа, и я решил устроить себе отпуск - уехал в Италию.
Когда вернулся в Питер, то стал работать продавцом в магазине своей мамы. Продавал женское нижнее белье. И тут я столкнулся с проблемой: как привлечь покупателя, как вообще начать разговор. Я стоял за прилавком абсолютно деревянный. И мама мне посоветовала начать разговор с банальной шутки из серии: <Девушка, вашей маме зять не нужен?>. Я попробовал. У меня получилось. Уже происходил какой-то контакт. Это работа была первым шагом к тому, чтобы стать более расслабленным в общении. Появилась внутренняя свобода.
Работая в магазине, я целыми днями слушал радио - и <Модерн>. Мне привлекала не столько музыка, сколько ведущие: Нагиев, Рост, Алиса Шер, Константин Михайлов. Можно сказать, что это мои учителя. Они в то время казались мне небожителями, людьми из другой реальности, абсолютными богами, недостижимыми.
А в 97-м году совершенно случайно через знакомых я узнаю о том, что совсем скоро, буквально на днях, открывается новая радиостанция в FM-диапазоне. Мне захотелось попробовать устроиться туда на работу.
Я-то хотел быть музыкальным ведущим, но оказалось, что это радио <Гардарика>, а оно, по большей части, информационное. Ди-джеев там нет, только ведущие и корреспонденты. Как ведущий я не прошел, так как голос был не поставлен, и меня определили корреспондентом в отдел международных новостей.
Следующим местом работы для меня стала радиостанция <Хит 90.6>. Это была радиостанция нового типа. Меня, перед тем как выпустить в эфир, полтора месяца учили быстрой речи. Там было все очень динамично. Короткие выходы по 30-40 секунд. Изволь в одном выходе уложить название радиостанции, время, погоду, свое имя, анонс прозвучавшей песни и тех, которые можно будет услышать в ближайшее время. И этому учили.
Можно быть отличным рассказчиком в компании, но, когда ты приходишь на радио и садишься к микрофону, все это куда-то исчезает. Остается только дикий комплекс. Сложно было говорить живым языком. Приходилось избегать клишированных слов, применять более современную лексику. Все, что ты говоришь в эфире, должно быть очень простым, кратким и доступным.
ДП: Такой формат и сейчас поддерживает большинство радиостанций.
АА: Конечно. Это особенно актуально в условиях сегодняшней конкуренции среди радиостанций.
ДП: Что было после <Хит 90.6>?
АА: Я сменил множество радиостанций. Около восьми или десяти. Иногда я даже работал на двух станциях параллельно, хотя это запрещено. Есть такой негласный этический закон: нельзя работать на двух коммерческих радиостанциях одновременно. А я его нарушал. Например, в конце 99-го утром я работал на <Супер-радио>, а потом шел на дневной эфир радиостанции <Северная столица>.
ДП: Как вы оказались на <Рекорде>?
АА: Абсолютно случайно. Я работал на радио <Модерн> последний год его существования. У меня были ночные эфиры.
Вся эта история продлилась до 11 июля 2001 года, когда <Модерн> окончательно закрыли, и на его волне стало вещать <Наше Радио>. Меня на <Наше> Ди-джеем не взяли по соображениям тогдашнего программного директора этой радиостанции. Прослушав мою запись, он сказал: <Очень профессионально, но ничего оригинального>. И я работал на <Нашем Радио> в качестве оператора эфира. Но остался без микрофона.
Через какое-то время меня пригласили вести на <Пятом канале> программу <Питерская 20-ка>. И уже там нашлись люди, которые посоветовали мне попробовать свои силы на <Рекорде>. И вот я работаю на этой радиостанции уже больше трех лет.
ДП: <Радио Рекорд> отметило в этом году свое десятилетие. Я заметила, что в последнее время достаточно изменился формат вещания.
АА: С <Радио Рекорд> получилась достаточно интересная история. Радиостанция открылась в конце августа 1995 года. И это было рок-радио. Потом сменились программные директоры, и радиостанция постепенно сменила формат. А с приходом к руководству Андрея Резникова формат снова изменился. Андрей сделал вот что - он насытил эфир <Рекорда> поп-музыкой, тем самым он привлек более старшую аудиторию. И радиостанция стала очень сильно расти в рейтингах.
ДП: Бывают такие моменты, когда нечего сказать в эфире? Когда нет слов?
АА: Бывают, но есть какие-то машинальные, дежурные фразы. Выходные данные, анонсы, реклама. Я из себя ничего не вымучиваю. Если нечего сказать, я не особенно и пытаюсь.
ДП: У вас был опыт работы на телевидении. Хотите его повторить?
АА: Очень хочу. Наверное, сказывается мое детское желание поступить в театральный. Кроме <Пятерки>, у меня был еще опыт работы на канале NBN. Но в то время этот канал был какой-то <игрушечный> и непрофессиональный.
ДП: Работа на музыкальном радио предполагает то, что через какое-то время становишься меломаном:
АА: Определенно. Хотя мне всегда нравилась музыка. Другой вопрос - какая. Мне нравится британская гитарная музыка, брит-поп. Из электронной музыки - только транс.
ДП: В Питере, насколько я знаю, местные радиостанции можно по пальцам пересчитать. <Радио Рекорд> - одна из них. Продолжать карьеру в Москве планов не было?
АА: Можно было бы. Но мне будет очень сложно расстаться с городом. Родственники, друзья - все здесь. Я живу в Питере 32 года - всю жизнь. И мне не просто соскочить в Москву за популярностью и за <баблом>.
ДП: Прямой эфир зачастую предполагает общение с очень разными людьми. Как вы выкручиваетесь из ситуации, когда человек, мягко скажем, неадекватен?
АА: Иногда случаются особенно интересные личности. Особенно, когда общаешься с человеком в рамках программы по заявкам. Человек звонит, мы перед выводом его в эфир оговариваем, о чем будет разговор, что он хочет услышать и т.д. Но создается атмосфера <дружеской кухни>, а в такой ситуации человек абсолютно расслаблен и может начать, к примеру, разговаривать матом. Понятно, что он делает это не для того, чтобы кого-то эпатировать, - это обычная случайность. Здесь главное - не поддаться порыву заговорить матом самому. Ведущему по закону матом ругаться нельзя. Могут лишить лицензии.
ДП: На радиостанции наверняка есть человек, который решает, кто будет вести тот или иной эфир.
АА: Конечно. Это программный директор. И, судя по рейтингам, его решения оправданы.
ДП: На запрос в Яндексе <Алексей Акопов> одной из первых ссылок выходит сайт местного клуба КВН.
АА: Я просто дружу с некоторыми КВНщиками, и они регулярно приглашают меня в жюри судить игры.
ДП: Пополняется багаж эфирного юмора за счет КВН?
АА: Иногда может быть что-то и проскальзывает:. Но я стараюсь от этого отходить. У нас в стране уже есть человек, который со всех собирает шутки - Евгений Ваганович. Мне все-таки хочется быть самодостаточной личностью. Я стараюсь чужих шуток в эфире избегать, если только это не что-то по-настоящему остроумное и к месту.
ДП: Вы в эфире каждый день. Есть время на отдых?
АА: Эфиры построены таким образом, что у ведущего остается хотя бы минимальное время на восстановление. Но, если очень нужно, коллеги прикрывают. Мы всегда идем навстречу друг другу.
ДП: В Новый год работаете?
АА: Последние несколько недель в декабре работаешь постоянно. В прошлом году я вел новогодний эфир - это очень-очень длинная <программа по заявкам>. С девяти вечера до шести утра. Это оказалось невероятно сложно:. Выход в эфир после каждой песни.
ДП: Какие радиостанции вы слушаете, помимо <Рекорда>?
АА: Я очень устаю от радио-эфира. Но иногда люблю послушать , или ретро-музыку, джаз. Все, что близко к формату <Рекорда>, я не слушаю, - мне хватает этого в эфире. Просто для того, чтобы переключиться на другой музыкальный фон, я слушаю принципиально другую музыку. У меня уже <замылено> ухо. На <Рекорде> все быстро. Мы не стоим на месте. <Рекорд> же вообще очень энергичное радио.